Константин Маковский,»Святочное гадание»,1900-е

Санкт-Петербург. Музей религии и атеизма (Россия)

Реализм

Маковский – русский художник, придерживавшийся академического стиля и прославившийся картинами, изображавшими несколько идеализированную Русь прошлых веков. Порой его относят к передвижникам, противопоставившим свой вариант академизма Академии Художеств и черпавшим вдохновение в народных сказках и народном быте.
Участник «бунта четырнадцати», когда четырнадцать лучших студентов-выпускников покинули Академию, выражая протест против попытки в большом конкурсе в честь её столетия, навязать им одну тему на всех и лишить свободы выбора. Сын художника, брат художников и отец художника.

«Святочное гадание» — одна из типичных его работ, воспевающая седую старину. На ней, в небольшой светлице, девушки затеяли гадать на женихов. Взяли зерна, воду, монеты и зеркало, принесли гордого петуха с синим хвостом и сели смотреть, к чему птица потянется. Если к зерну и монетам – муж будет богатым. Если к зеркалу – красивым. Если к воде – будет пить. На лицах девушек веселое любопытство, все тянутся посмотреть, что же выберет петух.

Одна из них сидит в стороне, у стола, и выглядит грустной. Перед ней чашка – возможно, в неё капали воском и этой девушке выпало несчастливое предсказание. Старенькая бабушка дремлет, хотя должна бы наблюдать за девичьим весельем, чтобы слишком уж не разошлись. Перед образами в углу теплится лампада, на печи груда подушек и перин. Картина пронизана светом, лица девушек светятся им изнутри. Они смутно похожи, как сестры, и все по-своему красивы.

Одна открыто смеется, другая прячет лицо под платком, третья склонилась поближе к птице, волосы облегают её, как плащ. Рыжий, золотистый, коричневый – от этой гаммы тянет стариной, она навевает ассоциации с иконами, написанными на дереве, и очень подходит сценке из давно ушедших дней. В картине видна своеобразная ностальгия, словно художник хочет вернуться туда, где никогда не был, и зрителю передает то же желание.

Поделиться