Константин Сомов «Дама в голубом», 1897—1900
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реализм
В образе таинственной Прекрасной Дамы художник изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905). Иногда предполагают, что она была одним из немногочисленных женских увлечений художника.
Работа продвигалась с перерывами, так как Мартынова уже была тяжело больна чахоткой и несколько раз выезжала на лечение. Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет». Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом».
Известно, что Мартынова была решительно против продажи картины кому бы то ни было. Узнав вскоре после первого показа картины о предложении Третьяковской галереи купить её у художника, она пишет Сомову:
Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне всё равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: „Вы не должны и не имеете права продать мой портрет“. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…
Тем не менее три года спустя портрет был всё-таки продан Сомовым Третьяковской галерее. Через год, в 1905, 37-летняя Мартынова скончалась от чахотки.
Подруга Мартыновой М. Ямщикова так описала свои впечатления от портрета:
Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?