Александр Головин «Девочка и фарфор (Фрося)», 1916

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Модерн

На переднем плане картины представлена девочка, робко присевшая на край дорогого стула в стиле ампир. Художник изобразил Фросю — пятилетнюю дочь дворника в доме, где он жил в то время. Она ощущает себя чужой среди роскошной обстановки интерьера. Стол заставлен антикварными вазами и изысканной посудой, цветами. Художником представлены два мира. Один — натюрморт — царство грёз о счастливом и роскошном мире. Грустные глаза девочки возвращают зрителя во второй мир — к реальности с печалями и противоречиями. Современный российский искусствовед Владимир Круглов назвал картину одной из наиболее поэтичных работ художника этого времени.

«Я охотно писал натюрморты и цветы, привлекавшие меня сочетанием звонких и радостных красок. Меня увлекало иногда какое-нибудь яркое пятно и его сочетание с другими тонами, с окружающей средой. Однажды я написал портрет маленькой девочки, — была у меня такая приятельница, пятилетняя Фрося, дочь дворника, — посадив её за стол, на котором было много фарфора; девочка в красном платьице сидела на банкетке, обитой зелёным рипсом, и эти два пятна, в сочетании с пёстрыми красками фарфора, давали живую, радостную гамму. Портрет этот понравился Морозову, он приобрёл его; впоследствии, после национализации морозовского собрания, портрет поступил в Третьяковскую галерею».

Александр Головин. Встречи и впечатления. Воспоминания художника

Поделиться