Винсент Ван Гог «Пейзаж в сумерках», 1885
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Постимпрессионизм
В апреле 1885 года концентрируясь на серии, посвященной «Едокам картофеля», своеобразной дани уважения жителям Брабанта, Ван Гог писал брату: «Также я работаю над красным закатом». В августе того же года он упоминает среди своих последних картин «вечерний эффект после заката». Возможно, эти высказывания касались именно этого холста, хотя некоторые искусствоведы связывают их с ландшафтом, принадлежащему швейцарской частной коллекции. Подобно «Едокам картофеля» с изображением деревенских жителей в темной комнате, этот почти ночной пейзаж позволил Ван Гогу приблизиться к «темным» нидерландским полотнам семнадцатого века, которыми он так восхищался. В этот первый голландский период, предшествующий переезду в Париж и смене палитры на более яркую и красочную, в стиле Ван Гога прослеживается реализм с сильным влиянием тенебризма.