Иван Константинович Айвазовский «Туманное утро в Италии», 1864
Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского, Феодосия
Романтизм
В 1840 году Айвазовский отправляется в Италию. Там он знакомится с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки — Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. В это же время, в 1841 году, фамилию Гайвазовский художник изменил на Айвазовский.
Деятельность художника в Риме начинается с изучения и копирования произведений мастеров прошлого, он много работает над натурными этюдами. В одном из писем Айвазовский говорил: “Я, как пчела, собираю мед из цветника”. На протяжении всей жизни он возвращался к пейзажам Италии, гармоничное сосуществование человека и моря в этой стране запечатлелось в его памяти как образец красоты. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин.
Картина создавалась как парная к полотну «Буря на океане» 1864 года. Работы одинаковы по размерам, заключены в одинаковые рамы и предназначались для феодосийского археологического музея. Темный передний план показывает девушку, сидящую на берегу. Похоже, что встречи с ней не может дождаться вставший на нос лодки мужчина. Возможно, он приплыл с большого, слегка расплывчатого из-за утреннего тумана парусника, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Женщина спустилась к воде по выдолбленным в скале ступеням, которые начинаются от маленькой каменной часовни. Рядом с ней высятся стройные сосны пинии, непривычные жителям России. Как и с кораблем, их очертания скрадывает нежная розоватая дымка.
На заднем плане безраздельно властвует рассвет, сквозь полупрозрачные облака заливший небо розовато-коралловым и мягким сиреневым. Солнечная дорожка ярко контрастирует с зеленоватой и спокойной волной.