Святослав Николаевич Рерих «Вечная жизнь», 1954
Государственный музей Востока, Москва
Символизм
Соединяя в своем творчестве лучшие достижения русской и европейской живописи с художественной традицией Индии, Святослав Рерих видит главную свою задачу в сближении и понимании культур разных народов мира, искусства Запада и Востока.
Высокая ответственность Святослава Николаевича в подходе к своему творчеству, к тому, что понесут его картины людям, диктуется его отношением к роли искусства в жизни человека. «Польза и влияние искусства не могут быть измерены или подсчитаны. Ведь человек, прикоснувшийся к нему становится не только более интересным и приобретает вкус, но он начинает по-иному относиться к народу и обществу, породившим великие произведения искусства… Кроме удивительного опыта, который обеспечивается изучением искусства, оно помогает кристаллизовать гений народа и дает выход творческому началу, существующему внутри каждого…» (С. Н. Рерих)
Вечность, неповторимость бытия — главная философская тема, которую разрабатывает художник. Мудрое устройство мира ведет к красоте и гармонии жизни человека с ее вечно прекрасной юностью, мечтой о любви, материнством.
Тема любви находит отражение в картине «Вечная жизнь», где на фоне яркого пейзажа изображена молодая мать с ребенком. Малыш с пытливым интересом рассматривает цветок, впервые открывая для себя красоту мира. Мать, откинув голову, напряженно всматривается вдаль, словно пытаясь заглянуть в будущее сына. На фоне огромного валуна нежно розовеют только что раскрывшиеся цветы, пришедшие на смену увядшим. Художник показывает единство законов обновления жизни в природе. Вдали изображены чередой проходящие люди — символическое воплощение мысли о смене поколений. Все имеет свой цикл — цветы, люди, деревья, даже камни. Все приходит и уходит — вечный, справедливый закон.