Гастон «Видение Жанны Д’Арк»
Природа «голосов святых», которые по собственным утверждениям слышала Жанна, является одним из спорных моментов академической версии. Что касается Церкви, то и современные, и средневековые авторы, считавшие Жанну освободительницей Франции, единодушны в том, что ей на самом деле являлась «воля неба».
Материалистически настроенные сторонники традиционной версии указывают, что миссия Жанны, указанная ей «святыми», — освобождение Орлеана, коронация дофина, изгнание англичан — удалась только частично, и в своих работах они либо не касаются природы «голосов», либо считают их результатом галлюцинации.
Так, В. И. Райцес пишет: «Её интеллект формировался под влиянием народных религиозно-мистических представлений. Жанне казалось, что она слышит и видит святых. Здесь имело место самовнушение, работа расстроенного религиозной мистикой и потому особенно пылкого воображения».
Поборники альтернативной версии объясняют голоса тем, что это была политическая игра. Некоторые же из них, например, Робер Амбелен, считают, что Жанна как отпрыск королевского семейства, в котором часто совершались близкородственные браки, была подвержена галлюцинациям.
Сторонники идеи о том, что появление Жанны было на самом деле результатом «операции Пастушка» — то есть заговора с целью вовлечь её в политические интриги того времени, — со своей стороны указывают, что «голоса» обладали странной осведомлённостью. Примером этому может послужить история с мечом, который Жанне было приказано найти в церкви св. Екатерины во Фьербуа и далее использовать его в сражениях. Кому именно принадлежал этот меч, неясно: в старых работах его объявляют мечом Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье, в новых предполагают, что речь шла о мече Бертрана дю Геклена, военачальника Карла V Мудрого.