Илья Репин «Дуэль», 1896
Третьяковская галерея, Москва
Реализм
Картина написана в 1896 году. На сегодняшний день полотно представлено в Московской Третьяковской галерее. Ранее был представлен первый вариант картины, имевшей название «Простите!», в 1897 году проданный итальянке в частную коллекцию. Кроме него также есть эскиз работы, находящийся в одной из московских коллекций. Один из современников Репина рассказывает о том, как зародилась идея полотна. Он утверждал, что работа была представлена зрителю после рассказа одного из судебных деятелей о дуэли, в которой виновный был смертельно ранен и незадолго до своей кончины попросил прощения у своего соперника.
На картине представлен момент уже после выстрела, где раненого окружили несколько секундантов, поддерживая за руки и тревожно глядя на доктора, который расположился рядом и прогулочным шагом направляется к умирающему, а напротив, отвернувшись от соперника, прикуривает папиросу победитель дуэли.
После выхода работы в свет на Репина обрушилась масса отзывов самого разного характера. Некоторые считали, что художник не доделал работу, таким образом вызывая чувство безразличия к происходящему внутри эпизода, но были и другие, которые утверждали, что испытывали неподдельные эмоции, глядя на выражение лица умирающего, сопереживали ему. Один из критиков после просмотра картины обратился к Репину с вопросом: «Ведь раненый простил своего убийцу?». Такая реакция стала неожиданной для творца, поскольку тема дуэли сама по себе имела противоречивый характер. Многие рассмотрели в работе некий протест против дуэлянтов, отдавая предпочтение мирному решению конфликтных ситуаций.
Работа вызвала бурное обсуждение даже в СМИ, где ее не раз восхваляли и критиковали одновременно, что для художника является непременным признаком мастерства.