Ангелика «Автопортрет в шляпе с шелковым бантом», 1770-1780
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Запечатленная на картине молодая элегантная дама в декольтированном платье, в шляпе с шелковым бантом по моде того времени, с легко рассыпавшимися по плечам кудрями — женщина незаурядной судьбы. Ангелика Кауфман, не получившая систематического образования, благодаря таланту и упорному копированию произведений великих мастеров добилась больших успехов. О признании художницы говорит факт избрания ее членом флорентийской академии художеств, французской Королевской академии, Академии святого Луки в Риме и, особенно, Королевской академии в Лондоне, где она была единственной женщиной. Ангелика Кауфман пользовалась особой славой как портретист. Овальная форма полотна и приглушенное звучание мягких пастельных тонов характерны для портрета конца XVIII столетия. Внимательный умный взгляд и чуть заметная улыбка, едва трогающая уголки губ, вносят в изображение ту долю личного, что выделяет картину из массы женских портретов, созданных художницей. Существует несколько автопортретов Ангелики Кауфман; эрмитажный написан ко времени ее возвращения в Рим.