Данте Габриэль Россетти «Блаженная Беатриса», 1864 — 1870
Галерея Тейт, Лондон
Прерафаэлитизм
Тяжело переживая смерть жены, Россетти оставил дом на Чэтэм-плейс, где жил вместе с Элизабет. Он поселился в Тюдор-хаусе (Челси). Здесь в течение нескольких лет, снова обратившисть к технике масляной живописи, он создавал памятник Элизабет — картину, в которой представил её в образе Беатрисы (Беатриче) из «Новой жизни» Данте. Беатриса изображена в момент смерти. Сам же Россетти ассоциирует себя с оплакивающим свою утрату Данте.
Этот образ кардинально отличался от чувственных женщин, характерных для творчества Россетти.
«Глядя на эту картину, важно помнить о том, что она призвана не изображать смерть, но заменять её формой транса, в состоянии которого Беатриче, словно парящая на балконе над городом. неожиданно оказывается вознесённой с Земли на Небо». (Из письма Россетти У. Моррису)
Солнечные часы обозначают проходящее время, две фигуры на заднем плане — ангел любви с пылающим сердцем в руке и сам Россетти. На ладонь героини птица (вестник смерти) кладёт цветок мака (Сиддал умерла от передозировки настойки опия).
Состояние, пограничное между жизнью и смертью, между земным и духовным станет позднее одной из важных тем, исследуемых художниками-символистами. Фигуры с неопределёнными контурами напоминают работы Джулии Маргарет Камерон — они восхищали Россетти. Сама же картина по композиции и настроению повторяет фотографию Камерон «Call, I follow, I follow, let me die!», посвящённую стихотворению Альфреда Тэннисона.