Эдвард Мунк «Больная девочка», 1886
Национальная галерея, Осло
Экспрессионизм
Знаковая работа в творчестве художника. Сам автор считал ее очень важной для своего становления и поиска новых выразительных средств. Однако, критика встретила работу резко и недоброжелательно. Автора упрекали в незавершенности, откровенном пренебрежении к зрителю. Негативно воспринималось абсолютно все: композиция, колорит, нарочитая грубость фона. Прошло более полувека, прежде чем художественный мир оценил эту работу по достоинству.
Сюжет картины был для художника очень личным. Смерть сестры, пережитая очень тяжело, заставила художника несколько раз обращаться к теме смерти, рассматривая ее в разных аспектах.
На картине мы видим трогательную картину: пожилая женщина склонила голову у постели больной девочки. Героиня, бледная рыжеволосая девочка, словно излучает свет. Создается ощущение, что мы наблюдаем, как сама жизнь покидает хрупкое детское тело.
Обилие черного цвета подчеркивает трагизм и неотвратимость надвигающейся смерти. Несколько цветовых акцентов оживляют мрачную комнату, но общая атмосфера работы довольно тяжелая. На этом фоне взгляд больной, мягкий, спокойный, покорный — заставляет зрителя остро ощутить все страдания ребенка, его непонимание происходящего.
Автор выбрал для модели девочку, которую увидел случайно, посетив больного вместе с отцом. Там его поразила 11-летняя сестра больного, утешавшая его со слезами на глазах. Художник был настолько ошеломлен состраданием и добротой ребенка, что позже использовал «лицо» девочки для нескольких своих картин, среди которых эта — самая известная.