Пабло Пикассо «Герника», 1937
Центр искусств королевы Софии
Кубизм
Холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина. Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, — все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь — страдания невинных. Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.
ВОЙНА. Бесполезность и ужас войны отражены также в гравюре Дюрера Рыцарь, смерть и дьявол (1513), на которой изображен конный воин, мчащийся вперед и не обращающий никакого внимания на своих мрачных спутников. Рубенс представил свое полотно Благодеяния мира (1630) в качестве аргумента против военного конфликта в Европе, а в его Последствиях войны (1638) показано, как Война, ведомая Несчастьем, растаптывает мирные искусства. С другой стороны, в живописи может быть передан религиозный пыл Крестовых походов или героическое воодушевление битвы за свободу, как на картине Делакруа Свобода, ведущая народ (1830).