Хуго ван дер Гус «Грехопадение», около 1480

Музей истории искусства, Вена

Северное Возрождение

На одной части этого диптиха, предположительно написанного после 1479 г., ван дер Гус дает свою интерпретацию грехопадения Адама и Евы, на другой — изображает оплакивание Христа, а в целом настраивает зрителя на размышления о человеческом грехе и жертве, необходимой для его искупления.
Сад Эдема, в центре которого мы видим тщательно выписанное Древо познания добра и зла, — традиционный образ зеленеющего рая. Ирис и водосбор, растущие перед Адамом и Евой, — цветы, которые ассоциируются с Девой Марией и Святым Духом. Таким образом, в картине просматривается намек на их будущую роль в спасении грешного рода людского от последствий вкушения запретного плода. Согласно женоненавистническому средневековому представлению о Лживости, змию придано тело ящерицы и женская голова. Его изысканная прическа (черта, присущая продажным женщинам) контрастирует с распущенными волосами Евы.

АДАМ И ЕВА. Согласно Ветхому Завету, Бог создал Адама из праха земного по своему образу и подобию и вдохнул в него жизнь. Затем он поместил Адама в Сад Эдема, запретив есть плоды с Древа познания. Бог создал Еву из ребра Адама, чтобы она была его женой. Змий уговорил Еву познать добро и зло, вкусив запретный плод; Ева, в свою очередь, убедила Адама попробовать этот плод. В тот же момент их глаза раскрылись и, испытав стыд, они прикрыли свою наготу фиговыми листьями. В наказание за первородный грех Бог изгнал Адама и Еву из Эдема.

Сотворение, искушение и грехопадение Адама и Евы были популярными сюжетами в изобразительном искусстве Средних веков и Возрождения, потому что с их помощью можно было выразить потребность людей в искуплении своих грехов через Христа. Картины на эти темы часто создавали циклами.

Поделиться