Михаил Врубель «Италия. Неаполитанская ночь», 1891
Третьяковская Галерея, Москва
Данная композиция представляет собой эскиз театрального занавеса, специально предназначенного для Русской частной оперы Саввы Мамонтова. Таким образом, художник воплотил новаторскую концепцию театра: он как бы «прорывает» сценический портал и нарушает симметрию кулис.
Что мы видим на данном эскизе? Нам открывается ночной пейзаж Италии с видом на море. Декорацией становится бесконечный мир природы, где сливается в одно целое небо и земля. Вместо театральных софитов светит луна. Саму сцену фланкируют античные статуи. У левого края видна фигура музы Терпсихоры, держащая арфу в руках. В центре эскиза изображен певец-трубадур эпохи Ренессанса, а вокруг него – призрачные недорисованные фигуры, которые будто зрители разных эпох. Так в этом пространстве театра осуществляется синтез искусства и природы в проекции веков.
Михаил Врубель еще с юных лет был завзятым театралом. Правда, оформлять спектакли он начал лишь с 1891 года. К этой работе его привлек Мамонтов, который предложил художнику создать эскизы занавеса для его Частной оперы («Италия. Неаполитанская ночь»). Связь Врубеля с Частной оперой стала еще более тесной, как ее ведущей артисткой стала его супруга Забела. Театральное эхо четко отображается и в позднем творчестве художника (1899-1901 года).
Перед нами предстает жаркая итальянская ночь, которую художник отобразил с помощью насыщенного синего цвета. В центре эскиза мы видим прекрасного юношу, одетого в красный костюм. Ближе изображены остальные персонажи оперы, но они не главные. Это подчеркивается изображением их контуров светло-желтым оттенком. Слева на декорации зрителям виден Высокий каменный памятник. А сразу за юношей-трубадуром изображены густые темные заросли кустарника, за которыми открывается прекрасный вид ночного Неаполя, показанного сине-зелеными оттенками.