Александр Николаевич Бенуа «Китайский павильон. Ревнивец», 1906
Третьяковская галерея, Москва
Рококо
Бенуа в духе своего ретроспективного взгляда на историю считал, что эпохи и стили не последовательно сменяют друг друга, а неповторимы и замкнуты в себе. Рококо с его увлечением китайщиной, восточной орнаментикой, был сродни стилю модерн, современному Бенуа. Образ рококо, самого рафинированного и утонченного стиля XVIII века, любимого художниками «Мира искусства», воплощается, по мнению Бенуа, в формах причудливого китайского павильона, напоминающего горящий во тьме фонарик. Этот хрупкий островок света затерялся между двумя безднами – темным звездным небом и его отражением в воде. Зыбкость видения подчеркнута комичной суетой персонажей, кукольных дам и кавалеров, напоминающих китайский театр теней. Стиль рококо, подобно яркой вспышке, блеснул на небосклоне европейской культуры и давно угас, остался лишь маленький огонек.