Кукрыниксы «Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии», 1947-1948
Третьяковская галерея, Москва
Кукрыниксы — единственное в своем роде тройственное содружество художников. Дружба и совместная работа Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова начались еще со студенчества. Круг деятельности Кукрыниксов весьма широк и многообразен. Авторы больших тематических живописных холстов, они пишут и камерные лирические пейзажи (каждый отдельно), иллюстрируют произведения классической литературы. Но более всего Кукрыниксы известны как замечательные мастера политической сатиры. В плакате, «Окнах ТАСС», на страницах журналов и газет в годы Великой Отечественной войны появлялись их карикатуры, беспощадно клеймящие Гитлера и его приспешников, моральное ничтожество, звериную сущность этих горе-завоевателей .
Поэтому совершенно естественно и закономерно возникло у художников в дни победы над фашистской Германией желание показать в своей новой картине со всей достоверностью заслуженный конец «героев» своих карикатур. С этой целью они побывали в Берлине, тщательно изучали исторические материалы, спускались в убежище, где скрывался в последние дни войны Гитлер. Кукрыниксы стремились по возможности убедительнее и точнее передать состояние понявших свой неминуемый конец фашистов в тот момент, когда над самой их головой раздался залп советского орудия, который смял, уничтожил видимость налаженного в убежище комфорта, иллюзию возможности спасения, дав ясно почувствовать всю реальность происходящего. Этот залп заставил выскочить из своего личного бункера бесноватого фюрера. Его жалкая фигура с конвульсивными движениями, искаженная страхом физиономия резко вырваны светом из зияющей черноты дверного проема. За его спиной едва заметен перепуганный Геббельс. В комнате, где сидят телохранители фюрера, никто о нем не думает, здесь уже ни до кого нет дела, здесь все говорит о бесславном конце фашистов.