Илья Чашник «Красный круг на чёрной поверхности», 1925
Частная коллекция
Супрематизм
В 1916 году Казимир Малевич, во многом исчерпав запас композиционных наработок начального периода супрематизма 1915—1916 годов, в которых на белом фоне располагались не соприкасающиеся друг с другом супремы, начал разрабатывать живописные плоскостные композиции космического пространства.
Главными отличиями космических супрем от супрем предыдущего периода были нахождение их в движении и сборные построения нескольких супрем, скреплённых прямой или изогнутой линией.
Выход супрематизма в дальнейшем в объём и архитектуру не закрыл для учеников Малевича живописную плоскостную тему космоса; она продолжала их волновать. Картина Ильи Чашника 1925 года «Красный круг на чёрной поверхности», с одной стороны, является прямым продолжением этой темы, с другой стороны, в ней использованы элементы, присущие супрематизму, космическому в том числе, именно Чашника — чёрный фон, увеличенный круг (шар) в верхней части полотна и стремящаяся к нему изящная связка супрем (условный «звездолёт»).