Архип Куинджи «Красный закат», 1905—1908
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Реализм, пейзаж
«Красный закат» — одна из последних больших картин, написанных Куинджи. После смерти Куинджи, последовавшей в 1910 году, картина «Красный закат» по его завещанию была передана Обществу художников имени А. И. Куинджи — творческому объединению художников Петербурга, основанному в 1909 году. В 1916/1918 году картина была продана К. Б. Дембовскому за 22 500 рублей. В конце 1960-х годов картина была в нью-йоркской коллекции Петра Третьякова, после чего три раза перепродавалась и, наконец, была приобретена для коллекции Метрополитен-музея в апреле 1974 года.
«Зато в центральной картине «солнечного цикла» — в «Красном закате» <...> — Куинджи предстает солнцепоклонником. В элегических закатных мотивах художник кажется угомоненным язычником. Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее, создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи. В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу. Лунная ночь представлялась бездонным мирозданческим пространством. Солнце, напротив, располагалось на поверхности небесной сферы. Оно трактовалось двояко: умиротворенно, погибающе, гаснуще или буйным полыханием, яростной стихией. Солнце дарует жизнь. Поэтому, видимо, «Красный закат» плотно сомкнулся с фольклорными представлениями, где «красное солнышко» понимается как источник жизни и красоты.»
Виталий Манин