Ян «Кружевница», 1669–1670
Лувр, Париж
На картине изображена девушка, одетая в жёлтый наряд. В левой руке она держит пару катушек с нитками и аккуратно втыкает булавку в подушечку, на которой делает кружево. «Кружевница» — самая маленькая и самая необычная картина из всех работ Яна Вермеера.
Художник изобразил девушку сидящей напротив белой стены. По всей видимости Вермеер это сделал, чтобы зритель не мог отвлечься от центральной фигуры девушки на другие предметы, изображённые на заднем фоне. Как и с картинами «Астроном» и «Географ», Вермеер тщательно продумал композицию «Кружевницы» перед тем, как он её создал. При создании картины художник, возможно, использовал камеру-обскуру, так как можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например: размытый передний план. Вермеер предложил необычный для голландской живописи эпохи барокко способ глубины резкости, достигаемой благодаря визуализации участков холста, находящихся вне фокуса.
В «Кружевнице» художник изобразил разные элементы, которые составляют образ девушки, а также предметы и материалы, с которыми она работает, в абстрактной манере. Руки девушки, её кудри, а также глаза и нос изображены в абстрактной манере, нетипичной для живописи эпохи барокко, в которой жил и работал Ян Вермеер. Кроме того, красные и белые кружева показаны на картине, как будто слитые от шитья на подушечке. Эти «размытые» нитки резко контрастируют с точностью кружева, с которым работает девушка.