Поль Сезанн «Курильщик трубки», 1890-1892
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Постимпрессионизм
В последнее десятилетие жизни Сезанна, его творческие идеи были часто связаны с изображением сидящих людей. Фигуры в неподвижных позах были нужны ему не более чем предметы, с помощью которых он мог передать на холсте цветовое решение волнующей его задачи.
Фигура крестьянина, изображенного на полотне «Курильщик трубки», наделена спокойствием, твердой натурой, цельным характером. Несмотря на то, что художник никогда не ставил целью передать индивидуальные характеристики личности, составить социальный или психологический портрет персонажа, люди в его работах выглядят почти монументально, вне зависимости от положения в обществе.
Вместо глаз курильщика – лишь темные пятна краски, но как отчетливо в композиции передано отрешенность от повседневного быта и мелочной суеты.