Исаак Ильич Левитан «Летний вечер. Река», 1890-1896

Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Реализм

Дар художественного обобщения, которым обладал Левитан, развился и набрал силу в результате впечатлений от поездок на Волгу. Там Левитан почувствовал всё величие и единство природы. Эта великая река, воспетая народом, связанная с его историей, объединяющая многие земли, помогла Левитану ощутить природу в значении общечеловеческом как глубокое и величественное выражение гармонии, чистоты, которые свойственны человеку.

Волжские просторы принесли ему прилив творческой энергии, особую полноту и гармоничность мировосприятия. Духовный контакт с волжскими просторами оказывается плодотворным, ознаменовав начало нового этапа жизни и искусства Левитана, отмеченного высочайшими достижениями, созданием лучших произведений русской пейзажной живописи конца 1880-х — начала 1890-х годов.

В то же время во всех работах Левитана этого периода уже с полной очевидностью проявлялись присущие именно его таланту неповторимые черты — совершенно особенная, эмоциональная «светочувствительность» и восприимчивость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось, в частности, в тональном богатстве его произведений. Для него в природе не было краски, цвета как таковых, но только окрашенный свет различной степени интенсивности.

Левитан был чужд всему чрезмерному, кричащему; не случайно практически никогда не писал он жаркого летнего зноя, предпочитая такие состояния природы, когда солнечный свет нежно разливается.

Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа «представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое, дорогое и родное».

Поделиться