Николай Константинович Рерих «Мадонна Орифламма», 1932
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Символизм
Картина «Мадонна Орифламма» или, как ее называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная» специально посвящена Пакту Мира.
Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем «Знамени Мира».
В какой-то мере «Орифламма» явилась и откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Николай Константинович поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации в свою очередь активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно Пакта и «Знамени Мира». В обращении к «Обществу единения женщин» художник писал в 1931 году: «Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте… Вы произнесете священное слово Культура».