Ян ван Эйк «Мадонна в церкви», около 1438-1440
Берлинская картинная галерея, Берлин
Возрождение
Дева Мария с младенцем на руках, слегка наклонив голову, стоит в окружении строгих геометрических сводов готического собора. Из окон льётся тёплый свет. Лицо Мадонны спокойно и смиренно. Перед нами одна из самых известных и загадочных работ Яна ван Эйка «Мадонна в церкви».
Действительно, картина породила немало загадок. Считается, что она создана где-то между 1438-1440 гг. Предположительно, заказал картину у автора Филипп III Добрый. Вплоть до середины XIX века неизвестно как и где хранилась работа. Некоторые искусствоведы вовсе подозревают, что автором работы ван Эйк не является, приписывая её брату и учителю живописца, Губерту ван Эйку. С точной датировкой также большие расхождения: то её приписывают раннему творчеству ван Эйка, то к периоду создания «Портрета четы Арнольфини».
Произведение написано на небольшой доске. Это почти миниатюра. Такой размер обусловлен типичными параметрами молитвенного диптиха, которые были распространены в XV веке. Предполагается, что до нас дошла левая створка диптиха – на раме сохранились застёжки для вдевания в петли второй утерянной половины. Да и само изображение выглядит нелогичными, если предположить, что перед нами законченное произведение – Мария смещена от центра, а взгляд её будто направлен на кого-то.
Новаторство ван Эйка — в изображении фона. Какая детальная прорисовка внутреннего убранства готического храма! Даже существовали предположения, что это какое-то реально существовавшее здание. Хотя, скорее всего, это плод воображения художника, некий идеализированный образ. Тем более, что закруглённых тифорий и застеклённых окон (не витражей) в те времена в храмах не было. Тени, отбрасываемые архитектурными элементами, написаны столь реалистично, что предполагается, что художник писал всё это с натуры. Революционный поступок для того времени, ведь до импрессионистов, которые введут это в обиход целых 400 лет!!!
Любопытны и световые пятна на полу, ведь источник света отнюдь не окна – они расположены в противоположной стороне. Значит, есть какой-то другой источник света, и ван Эйк намекает нам на присутствие Бога в стенах собора.
В 1851 году картину обнаружили в одной из деревень около Нанта. Затем редкая работа оказалась в руках коллекционера Бартхольда Зюрмондта, а в 1874 году всю его коллекцию из 219 картин, в том числе и «Мадонну в церкви» купила Берлинская галерея. Произведение по-прежнему находится там.