Пабло Пикассо «Мужчина со скрещенными на груди руками», 1909
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кубизм
В трактовке головы, лица и бюста модели наблюдается тот же принцип геометрического упрощения пластической формы и цветового решения, что и в других многочисленных произведениях, исполненных Пикассо весной 1909 г. в Париже в разных техниках. Художника в них интересует не портрет конкретного человека, а выявление скрытой структуры формы. Членя образ на самостоятельные компоненты, он, однако, не допускает их распада, объединяя их в единый орнаментальный узор с помощью жесткого контура. Той же цели подчинена лаконичная, почти аскетическая гармония охристых и серых тонов, в которой Пикассо ценит, главным образом, способность передачи света и пространства, а не красочное многообразие.