Пьер Огюст Ренуар «Обнаженная», 1876
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Импрессионизм
Обнаженная натура — сложный и даже опасный жанр. Художник рискует впасть в пошлость, если не найдет в модели то единственное и неповторимое, что будет интриговать его самого, а значит и зрителя. Художественная идея обнаженной натуры чаще всего связана с красотой естественной, природной. Великому импрессионисту удалось создать уникальный портрет в стиле «ню».
Натурщицу, сидящую в мягком кресле, окружают беспорядочно разброшенные куски ткани. Мастер подбирает разнофактурные аксессуары, словно сам себе усложняя задачу, на самом же деле его идея отличается свежестью и глубиной. Мастер пишет сложный фон нарочито грубыми и широкими мазками, а тело натурщицы, напротив, насыщенно, тонко и единым полем.
Подобным подходом художник дает возможность зрителю по достоинству оценить красоту «живой» фактуры, ее теплоту и мягкость. Совершенно не случайно работа имеет второе название — «Жемчужина», что обусловлено обилием «перламутровых» тонов в картине, а также самой композицией, напоминающей раскрытую раковину.
Выбрав для создания антуража цвета фиолетового тона, мастер добивается необходимого контраста между «живо» и «неживой» фактурами.
Известно, что художнику позировала профессиональная натурщица. Впрочем, об этом можно судить по тому, что героиня чувствует себя очень уверенно и спокойно. Перед зрителем красивая женщина, знающая о своей красоте и о том, что она производит сильное впечатление на окружающих. Взгляд ее обращен прямо на зрителя. Здоровый румянец, четкая линия губ, большие и выразительные глаза. Поза скорее профессиональная, закрытая. Картина получилась целомудренной, сложной и глубокой.
Композиция работы очень естественна и напрочь лишена академической «выверенности». Зритель проникается тем чувством восторга, восхищением женской красотой с которыми автор создавал свой шедевр.