Казимир Малевич «Отдых. Общество в цилиндрах», 1908

Русский музей, Санкт-Петербург

Фовизм

Эта затейливая картина несла бы эффект рассыпанного гороха, если бы не было черных пятен среди буйства белого и зеленого. Взгляд на секунду замирает на бородатой фигуре в центре, потом переносится в левый край к мужчине со скрещенными ногами, легко перепрыгивает по небольшим участкам черного цвета слева нарпаво и возвращается в центр полукруглой линией на платье дамы.

Картина плоскостная, без пространственной глубины, в ней нет ни линии горизонта, ни законов перспективы, она красива своими большими и ясными пятнами. Подобный подход характерен для традиционной восточной живописи.

Важен здесь ритм. Художником заданы два ритма: более громкий, – фигуры, потише – это россыпь цветов. Многие персонажи смотрят на зрителя, мы как будто застаем это милое общество врасплох, то есть становимся участниками события, в картине присутствует эффект времени.

Радость жизни, добродушную иронию над современниками можно увидеть в этих лёгких фигурках, беззаботность аристократии, радующейся весенней зелени.

Форма настолько упрощается, что напоминает детский рисунок, цвет стремится к максимальной эмоциональной силе. Так влияние модерна и символизма постепенно уступает дорогу фовизму.

Поделиться