Жан Огюст Доминик Энгр «Портрет мадам де Сеннон», 1814

Музее изящных искусств, Нант

Академизм

В Музее Энгра в Монтобане сохранились подготовительные рисунки художника, по которым ясно, что первоначально он предполагал изобразить Мари в той же позе, что и Жюли Рекамье на известном портрете Давида. Однако впоследствии он всё-таки решил написать её сидящей на диване.

Тем не менее, несмотря на то, что поза модели весьма обыкновенна для портрета, само по себе произведение получилось новаторским. Художник сделал фоном картины висящее на стене большое зеркало, подчеркнув в его отражении контуры головы и плеч Мари. Верхняя часть полотна получилась скупой по цвету и контрастирует с нижней частью, полной роскошных живописных форм. Вероятно, костюм заказчицы был согласован с Энгром. Её гранатовое бархатное платье с декольте, задрапированным кисеёй, отделано серебристыми кружевами и лентами и оттеняет молодое прекрасное лицо. Его совершенный овал словно очерчен одним взмахом кисти. Жёлтый цвет диванных подушек художник дополнил белым цветом дорогой кашемировой шали. Колорит картины поражает своей рафинированностью, переливающимися редкостными оттенками. Художник моделировал все формы с высочайшей детальностью и искусностью, добиваясь иллюзорности воспроизведения изображения.

Справа за раму зеркала заложены визитные карточки — свидетельство светских успехов Мари. Считается, что одна из карточек, изображённых на портрете, принадлежит художнику Гро, который в то время жил в Риме. Поверх всех остальных располагается карточка самого Энгра, — не только его своеобразная подпись, но и знак уважения Мари Маркоз. По мнению Ханса Нефа, верхняя визитка, надпись на которой до сих пор не разгадана, принадлежит французскому пейзажисту Шовену, а нижняя карточка не Гро, а Гране. И Шовен, и Гране дружили с Энгром в его первый римский период.

Поделиться