Эдвард Мунк «Поцелуй», 1897
Музей Мунка, Осло
Экспрессионизм
Сюжет картины скорее подошел бы мастерам эпохи рококо. Впрочем, он столь же прост, как и привлекателен для художников любой эпохи. Пара, застывшая в страстном поцелуе за занавеской у открытого окна, забывшая обо всем на свете. Два человека, сливаясь в сумерках, наслаждаются друг другом.
При всей пикантности ситуации, автор весьма деликатен. Характерное для мастера искажение пространства в этом случае иллюстрирует эмоциональный накал, страсть.
Скупость в цветовом решении компенсируется пластичностью и необыкновенной выразительностью линий. Складки занавески, как энергетические волны, исходящие от влюбленных.
Оранжевые детали женского наряда многократно усиливают темперамент работы, создают несколько фантастическую атмосферу.
Лица и части тела подчинены общему ритму линий работы. Они не прорисованы, загадочны и пластичны.
Автор не дает никакой информации о своих героях, важен момент, эмоциональное напряжение, страсть. Все остальное вторично. Словно насмехаясь над миром, оставшимся за занавеской, художник, в крохотном кусочке открытого окна, схематично, но точно изображает гордо вышагивающего человечка. Довольного собой и безликого, пустого. Позиция автора ясна: жизнь — это эмоции и переживания. Все остальное — никчемно и глупо.