Николай Александрович Ярошенко «Слепцы», 1879
Самарский областной художественный музей
Реализм
Главенствующую роль в живописи передвижников второй половины XIX века играет бытовой жанр. Он позволяет точно расставить акценты, выразить свою гражданскую позицию по отношению к наболевшим вопросам времени. Картина Николая Александровича Ярошенко «Слепцы» экспонировалась на 7-й передвижной выставке.
Композиционно холст близок репинским «Бурлакам на Волге». Появляясь из глубины, цепочка нищих-слепцов следует с богомолья из Киево-Печерской лавры по берегу Днепра. Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими глазами незрячих лиц воспринимается как осознанный прием, подчеркивающий двойную обделенность (природой и обществом) этих людей.
В Самарский художественный музей картина поступила из коллекции самарских купцов-меценатов супругов П.И. и В.Л. Шихобаловых.