Мауриц Корнелис Эшер «Вавилонская башня», 1928

Оп-арт

Гравюра запечатлевает сюжет библейского предания, изложенного во 2 главе «Ноах» книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, решившим построить город Вавилон и башню высотой до небес. Разгневанный Бог решил проучить дерзких людей и создал различные языки. Таким образом люди не могли больше понимать друг друга, и строительство Башни было остановлено.

Хотя Эшер считал произведения, выполненные до 1935 года, не представляющими художественного интереса, называя их малозначительными и «по большей части упражнениями», некоторые из них, в том числе Вавилонская башня, наметили дальнейшее развитие его творчества. Эта работа демонстрирует его зарождающийся интерес к перспективе и необычным ракурсам, которые станут отличительными признаками его поздних, более известных работ.

В отличие от многих других изображений библейской истории, таких, как картины Питера Брейгеля Старшего Вавилонская башня или Смешение языков Гюстава Доре, Эшер изображает башню, как геометрическую структуру и располагает зрителя как бы над башней. Это позволяет ему проявлять своё мастерство работы с перспективой, выбирая верхнюю части башни в качестве центра картины, запечатлевающую кульминационный момент действия.

Поделиться