Джон Мартин «Великий день гнева», 1853
Галерея Тейт, Лондон
Романтизм
В грандиозном пейзаже под грозно потемневшим небом Мартин собрал все устрашающие драматические эффекты, какие был способен придумать, чтобы показать зловещую силу природы. Это не что иное, как конец света. Рушатся горы, бушует огонь, сверкают молнии, когда Господь обращает свой гнев на человечество. Крошечные обнаженные фигурки в центре, исполненные стыда и ужаса, погружаются в первобытную бездну, из которой они явились. Прозванный безумным Мартином, этот художник-визионер начал свою карьеру довольно неудачно, делая геральдические рисунки и расписывая эмали, однако вскоре буйное воображение увлекло его на путь создания величественных и мрачных живописных видений. Произведения Мартина прославили их автора в Англии и во всей Европе и оказали влияние на других художников, в частности Тернера. Под воздействием поэзии Джона Мильтона Мартин писал крупномасштабные библейские сцены с крошечными фигурами людей в окружении фантастической архитектуры под мрачным сводом небес.