Клод «Вокзал Сен-Лазар», 1877

Возвратившись из Лондона, куда Моне вынужден был уехать после трагических событий Франко-прус­ской войны 1870-1871, он обосновался под Парижем, на берегу Сены. В январе 1877 художник вернулся в небольшую квартиру и студию поблизости от вокзала в Сен-Лазаре. Неожиданным образом темой нескольких картин стал этот индустриальный район. На Четвертой выставке импрессионистов, которая открылась в Пари­же в апреле того же года, он представил семь работ на тему … железнодорожной станции.

Казалось, что может быть общего между импрессио­низмом и паровозами на вокзале? Оказывается (Моне показал это чудесным образом), самые что ни на есть прозаические вещи могут заключать в себе удивитель­ную поэзию. Следовательно, все зависит не от объекта изображения, а от субъекта, пишущего его, не от того, что выбирается для изображения, а от того, кто на это смотрит и как это воплощает. Примечательно, что поч­ти в это же время другой великий творец — Ж. Бизе — писал оперу «Кармен», местом действия которой оказа­лась … табачная фабрика.

Нужно признать, что паровозы на этих картинах Моне выглядят не как монстры, а, можно сказать, гра­циозно, хотя всех в то время захватывало ощущение силы, мощи и скорости этих исполинских машин. Не­случайно одно из ранних произведений — картина У. Тернера « Дождь, пар и скорость» — было также вдохновлено этим образом и кругом мыслей. Тем не менее как во времена Тернера, так и при Моне об­щество считало, что данная тема далека от искусства. Зритель по прошествии полутора столетий, вероятно, в большей степени в состоянии оценить их художествен­ную ценность, чем современники мастера.

Материал с сайта: muzei-mira.com/

Поделиться