Джованни Антонио Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей», 1728-1729
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рококо
В XVIII веке ведущее положение в искусстве Италии заняла венецианская школа. Наиболее значительный вклад венецианские художники внесли в формирование документального городского пейзажа – ведуты. Глазами этих мастеров мы и поныне видим ансамбли и памятники Венеции того времени, ее площади и улицы, набережные и каналы. Нередко подобные пейзажи были оживлены сюжетными мотивами – эпизодами повседневной жизни, изображениями праздничных событий. Самым блестящим мастером — ведутистом был прославленный живописец Антонио Каналь, прозванный Каналетто. На музейном полотне художник запечатлел ежегодный торжественный ритуал символического обручения Венеции с Адриатикой. По давней традиции, в праздник Вознесения дож – глава венецианской республики- выезжал в море на судне Бучинторо и бросал в Адриатику золотое кольцо. Согласно поверьям, это символическое событие должно было благоприятствовать плаванию венецианского флота и развитию торговли, являясь залогом процветания города. Фоном этой пышной церемонии служит готическое кружево дворца дожей, беломраморная аркада библиотеки, высокая колокольня и фантастическая громада собора Сан — Марко вдали. Золотистый и прозрачный солнечный свет, согревая своим теплом мраморные фасады, ровно разлит по всему пространству картины. Художник искусно вписывает в пейзаж жанровые мизансцены. Нарядная толпа на набережной, трепещущее знамя на флагштоке, разукрашенные снующие гондолы, сияние позолоченной резьбы, звучные пятна красного цвета – все передает радостную атмосферу шумного, праздничного оживления. В этой грандиозной ведуте Каналетто сумел правдиво передать облик Венеции, ее неповторимый колорит и поэзию, сочетая декоративное великолепие живописи с острой наблюдательностью.