Микеланджело Буонарроти «Всемирный потоп», 1512
Сикстинская Капелла, Ватикан
Возрождение
Одна из центральных фресок капеллы повествует об одном из самых трагичных событий Ветхого Завета. Неотвратимая и всепоглощающая стихия — ответ на грехи и отвращение от Бога.
На лицах людей нет ужаса, в них апатичное сознание скорой гибели. В отчаянии матери пытаются спасти детей, взрослые дети — стариков-родителей. В эту последнюю минуту люди словно вспомнили о своей особенной природе и божественной сути.
Лишь три небольших участка остались непокрытыми водой: вершина горы, крыша мраморного дворца, вершина храма. Между этими тремя островками, на которых еще теплится жизнь, в жалкой агонии мечется лодка, наполненная пассажирами. Кто-то пытается зацепиться за эту ненадежную опору, кто-то уже почувствовал себя в относительной безопасности.
Небеса неистощимы на влагу. Ливень не прекращается и скоро на земле не останется ни одного островка. Но все попытки людей выжить не выглядят в этой работе тщетными. У зрителя складывается ощущение, что род человеческий выживет и не исчезнет.
Оптимизм на фоне величайшей трагедии — это признак подавляющего большинства работ Высокого Возрождения. В этом оптимизме глубокая Вера в божественную природу человека, а также в Милосердие Божие и Его Мудрость. Мастер не мог допустить и тени уныния, несмотря на всю масштабность и неотвратимость Гнева Божия.
Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Но, вместе с тем, работа выполнена в соответствии с точным эскизом великого мастера и краски подобраны под его руководством. Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ.