Пьер Огюст «Зонтики», 1881-1886

… Шумная многолюдная парижская улица. Дождь. Множество зонтиков. Оригинальная мысль: передать суету, су­толоку и, как всегда у Ренуара, французские и даже чисто парижские очарование и шарм (мастер далек от психоло­гизма) через скопление и толкотню … зонтиков. Художника занимает идея запечатлеть краткий миг, сиюминутное событие. Для этого, кажется, ничего не нужно — ни выстраивать сцену, ни заботиться о действиях и взаимодействиях персонажей. Нужно лишь ухватить момент. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств — живописи и фото­графии: от первой — одухотворенность восприятия, от последней — «моментальность» (художник даже отсекает фи­гуры по краям, как бывает на фотоснимках).

Но при всей «моментальности» события само полотно было написано не одномоментно (судя по дате создания). Ренуар обращался к нему дважды на протяжении своей карьеры. Начал его, будучи «чистым» импрессионистом, но вскоре стал испытывать разочарование в этом стиле. На живописца оказало сильное влияние впечатление от путе­шествия в Италию, в результате чего он обратился к более старым художественным методам, в частности к искусству Ж. О. Энгра, в картинах появился отчетливый контур фигур. Вернувшись через несколько лет к этой работе, Ренуар переписал фигуру слева.

Быстрые перемены, происходившие во французской моде, позволили исследователям датировать картину — вто­рое обращение мастера к ней произошло в 1886.

Поделиться